телефонный номер Единого консультационного центра Роспотребнадзора 8-800-555-49-43 (звонок по России бесплатный)

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения

"Центр гигиены и эпидемиологии в Магаданской области"

С приближением новогодних праздников в России и на постсоветском пространстве, торговые сети по всему миру устанавливают крупные скидки на различные категории товаров. Это период связан с так называемой «Чёрной пятницей».

«Черная пятница» - первый день массовых распродаж, которые дают старт зимним предпраздничным распродажам. Предполагается, что в эти дни покупатели получают максимальные скидки, однако далеко не всегда это правда.

Традиция берет начало в США. Распродажи стартуют на следующий день после Дня благодарения, который в Соединенных Штатах отмечают в четвертый четверг ноября. Неофициальным стартом распродаж первая пятница после Дня благодарения стала в середине 20-х годов XX века.

Последний день распродаж сейчас принято называть «киберпонедельником», поскольку в этот день особенно большие скидки устанавливают на технику.

В России многие продавцы также заявляют об огромных скидках, но при проверке оказывается, что цена товара не всегда так уж привлекательна.

Наиболее популярный способ - сначала повысить цену на товар, а потом дать скидку от этой завышенной цены. Формально продавец вас не обманывает, но такая операция позволяет ему написать на ценнике заветное «СКИДКА 30%… 50%… 90%».

Многие дают скидки на товары, не пользующиеся спросом. Это позволяет очистить торговые площади и склады от вещей, не имеющих шанса быть проданными в обычных условиях по обычной цене. Самый распространенный пример такой распродажи -- распродажа одежды прошлых сезонов, пролежавшей на складе год, а то и несколько лет.

Как отмечают эксперты, интернет-мошенники начинают готовиться к дню распродаж еще до заветной даты. Так, злоумышленники создают сайты-клоны популярных магазинов и торговых площадок (так называемые «фишинговые» сайты). Поэтому лучше не переходить по ссылкам из писем или сообщений в мессенджерах, а самостоятельно найти сайт магазина в поисковике.

Кроме того, перед покупкой на странице известного бренда следует внимательно изучить доменное имя -- нет ли в адресе сайта малозаметных ошибок и лишних символов.

Создавая клоны известных сайтов, мошенники пытаются украсть данные Вашей банковской карты.

Перед оплатой товара на вызывающем сомнение сайте «Роскачество» советует запросить дату регистрации домена с помощью онлайн сервисов. Если окажется, что домен был зарегистрирован лишь пару недель назад, стоит подумать дважды, прежде чем совершать там покупки.

Важно также проверить, использует ли сайт протокол «https» и имеет ли действующий сертификат безопасности: об этом говорят символы «https» и изображение «замочка» в адресной строке. Если таких символов нет, оставлять на этом сайте свои персональные данные ни в коем случае нельзя.

«Роскачество» также рекомендует обращать внимание на способы оплаты: если предлагается перечислить деньги по реквизитам физического лица, на номер карты или электронный кошелек, покупать что-либо на таком сайте крайне не рекомендуется.

Также по акциям и якобы с большими скидками в «Чёрную пятницу» могут продаваться контрафактные и фальсифицированные товары. Некоторые продавцы, пользуясь распродажным ажиотажем, пытаются избавиться от низкокачественных или бракованных вещей.

Для нивелирования подобных явлений, как реализация некачественного товара, в мире был учреждён «Всемирный день качества».

Всемирный день качества -- ежегодное мероприятие, отмечаемое во многих странах мира каждый второй четверг ноября.

Всемирный день качества был инициирован Европейской организацией качества в 1989 году и назначен на второй четверг ноября каждого года.

Впервые он был провозглашен ООН в 1990 году с целью повышения осведомленности международного сообщества о важной роли, которую качество играет в обеспечении успешного развития и процветания наций.

ЕОК призывает в новом мировом технологическом укладе конкурировать через качество, инновации и заботу о потребителе. В глобальной экономике, где успех зависит от качества, инноваций и устойчивости, Всемирный день качества -- это шанс укрепить влияние этих факторов в качестве основы для успешного бизнеса и развития.

Неделя качества является традиционным поводом для компаний по информированию общественности, продвижению и демонстрации преимуществ и важности качества для конкурентоспособности.

Первый государственный День качества в России отметили по инициативе «Российской системы качества» (Роскачества) в 2016 году.

Традиционно в рамках Всемирного Дня качества Роскачество организует деловые мероприятия, которые подчеркивают важность непрерывного повышения качества продукции и услуг за счет применения современных стандартов и управленческих технологий для устойчивого развития общества и государства.

Многие регионы с приняли от Роскачества эту «эстафету». В рамках Недели качества проходят выставки региональных производителей-лидеров, экскурсии на предприятия, мастер-классы, круглые столы и уроки качества.

Что делать в случае, если Вы приобрели некачественный товар?

При обнаружении покупателем дефектов приобретенного товара, которые не были оговорены продавцом, покупатель вправе вернуть товар ненадлежащего качества и потребовать его замены на качественный товар или возврата уплаченной за него суммы (ст.18 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»).

Кроме права вернуть некачественный товар, Закон «О защите прав потребителей» позволяет покупателю вернуть товар надлежащего качества, который не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.

Продавец должен заменить некачественный товар в течение 7-ми дней со дня предъявления покупателем требования об обмене. При необходимости дополнительной проверки качества указанного товара замена производится в течение 20-ти дней, а в случае отсутствия необходимого для замены товара -- в течение 1-го месяца (п.1 ст.21 Закона «О защите прав потребителей»).

В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях требование потребителя о замене товара подлежит удовлетворению по его заявлению в срок, необходимый для очередной доставки соответствующего товара в эти районы, в случае отсутствия у продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) необходимого для замены товара на день предъявления указанного требования.

Покупатель имеет право обменять качественный непродовольственный товар на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был куплен, в течение 14-ти дней, не считая дня его покупки (п.1 ст.25 Закона «О защите прав потребителей»). Но при условии, что указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный или кассовый чек либо иной документ, подтверждающий оплату данного товара. Если у покупателя отсутствуют документы, подтверждающие покупку товара, он может ссылаться на свидетельские показания.

Однако Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463 утвержден перечень качественных товаров, не подлежащих обмену на аналогичный товар других размеров, формы, фасона или комплектации. К таким товарам относятся к примеру: предметы личной гигиены, косметика, трикотажные изделия, технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки не менее одного года и так далее.

Вместо обмена некачественного товара, покупатель имеет право возвратить указанный товар и потребовать возврата уплаченных за него денег в течение гарантийного срока или срока его годности. Возврат денег покупателю за некачественный товар производится в течение 10-ти дней со дня возврата указанного товара (ст.22 Закона «О защите прав потребителей»).

В случае если покупатель не может обменять качественный непродовольственный товар на аналогичный товар вследствие его отсутствия у продавца в продаже на день обращения, покупатель имеет право потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Продавец должен вернуть деньги покупателю за товар надлежащего качества в течение 3-х дней со дня возврата указанного товара (п.2 ст.25 Закона «О защите прав потребителей»).

Если вы купили технически сложный товар дистанционно, вы все равно можете его вернуть и получить за него деньги обратно. При условии, конечно, что сохранены его товарный вид и потребительские свойства (п.2241 Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463).

Аналогичные правила применяются при возврате ювелирных изделий из драгоценных металлов и (или) камней, а также транспортных средств, приобретенных через Интернет.

При несоблюдении продавцом Закона о защите прав потребителей, Вы можете обратиться с жалобой на такого продавца в Управление Роспотребнадзора по Магаданской области либо подать исковое заявление в суд.

Выявили тенденцию -- число судебных решений линейно растёт с каждым годом. Это связано с формированием правосознания граждан.

С другой стороны, многие организации и физические лица не всегда предпочитают полюбовно решать проблемы, что вынуждает обращаться в суд.

Подсчитано, что 46% исков потребителей удовлетворяются частично.

Частичное удовлетворение означает, что суд изменил требования потребителя и не взыскал всё, о чем тот просил в иске.

Отказные решения принимают в 31% всех случаев. Такой высокий процент связан с тем, что в каждой сфере своё соотношение выигрышей и проигрышей в суде. Например, в спорах с банками проигрывают почти 70% потребителей, а в спорах с продавцами товаров и услуг суды выносят отказные решения примерно в 15% случаев.

Наибольшее количество споров возникает с телекоммуникационными компаниями, где потребитель получает услуги за абонентскую плату (телефония, интернет, телевидение и т. п.). Вторая по популярности сфера -- продажа транспортных средств и их сервисное обслуживание. Третье место получили иски за плохую установку окон, дверей, а также проблемы со сборкой или доставкой мебели.

У потребителей редко возникают проблемы с бытовыми услугами, например, химчисткой, пошивом и ремонтом одежды, услугами в сфере косметологии, развлекательными услугами.

Вероятность выиграть дело в споре с банком самая низкая по сравнению с другими сферами -- истцы побеждают только в 30% случаев. Похожая ситуация в спорах с производителями автомобилей или автодилерами, здесь потребитель проигрывает каждое второе дело.

Абсолютно иначе выглядят ситуации в спорах о товарах или услугах - суд значительно чаще становится на сторону потребителя.

Не нужно бояться идти в суд и отстаивать свои права. Для многих потребителей поход в суд вызывает страх и ступор из-за сложности и поведения продавцов товаров и услуг, которые внушают, что потребитель ничего не добьется. Однако, как показывает практика, суд крайне часто встает на сторону потребителя.