телефонный номер Единого консультационного центра Роспотребнадзора 8-800-555-49-43 (звонок по России бесплатный)

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения

"Центр гигиены и эпидемиологии в Магаданской области"

Выбор продуктов — важный фактор, который влияет на самочувствие и качество жизни человека. «Мы есть то, что мы едим». Эта фраза, сказанная Гиппократом почти две с половиной тысячи лет назад, актуальна и сегодня, когда разнообразие товаров на полках магазинов ставит в тупик, а ведь от выбора продуктов напрямую зависит наше здоровье.

Чтобы на стол попадала качественная и полезная еда, нужно знать, на что обращать внимание во время покупки.

Выбор продуктов питания состоит из двух основных этапов:

  1. Органолептическая оценка товара и упаковки, то есть анализ их внешнего вида, запаха и других характеристик с помощью органов чувств.
  2. Внимательное изучение маркировки — информации, размещенной на упаковке и этикетке

 Поговорим о каждом этапе подробнее.

Внешне важно оценить как сам товар, так и его упаковку. Гнилые пятна, трещины, повреждения, потеки и другие дефекты — все это говорит о некачественном товаре. Такие продукты просто не должны попадать на полки.

Оценивая упаковку, нужно понимать, сколько продукта реально находится внутри. Небольшое количество содержимого может маскировать необычная геометрическая форма, например углубление на дне.

А вот простота упаковки не должна отпугивать. Чаще всего производители экономят на дизайне, чтобы предложить потребителю качественный товар по доступной цене.

Многие покупатели останавливаются на оценке внешнего вида товара. Однако это только первый шаг на пути к цели приобрести качественные продукты питания. Если товар выглядит хорошо, это не значит, что он соответствует определению «вкусная и полезная еда». К примеру, товарный вид может достигаться при помощи красителей — и не всегда пищевых. Что же делать, чтобы не стать жертвой недобросовестного маркетинга? Ориентироваться на другие критерии свежести — запах, плотность, цвет.

На что нужно обратить внимание при прочтении этикетки?

  1. Наименование.

Предостеречь от покупки товара ненадлежащего качества может наименование продукта. Если вместо сыра вы держите в руках сырный продукт, не нужно рассчитывать на то, что он состоит из молока. Наименование не стоит путать с названием, которое часто не соответствует ожиданиям. К примеру, йогурт — это кисломолочный продукт, полученный с помощью бактерий Lactobacillus bulgaricus и Streptococcus thermophilus. Если в составе другие микроорганизмы, значит, это йогуртный продукт.

  1. Дата изготовления и срок годности.

У каждого продукта есть свой срок годности, по истечении которого он становится непригодным к употреблению. При этом, как правило, чем меньше срок хранения, тем меньше консервантов и стабилизаторов в его составе.

Например, долго не хранятся качественные молочные продукты, полуфабрикаты, охлажденная рыба.

  1. Состав.

Состав — самая информативная часть маркировки. Однако читают его далеко не все. Если на срок годности продуктов питания обращают внимание 83 % россиян, то состав и содержание отдельных ингредиентов изучают лишь 51 % наших соотечественников.

Ингредиенты, входящие в состав продукта, указаны в виде списка. При этом основные компоненты располагаются в начале. Например, в мясных продуктах это мясо, а в молочных — молоко (если это не так, товар лучше не приобретать).

Помимо основных ингредиентов, в продуктах содержатся дополнительные. Они необходимы, например, для придания продукту текстуры (загустители, эмульгаторы, стабилизаторы), усиления вкуса (глутамат натрия, ароматизаторы) и продления срока годности (консерванты). Именно эти ингредиенты обычно отпугивают потребителей. Однако к категории действительно вредных компонентов относятся только трансжиры, которые можно встретить под разными названиями: гидрогенизированные жиры, кондитерский жир, кулинарный жир, маргарин, стеарин.

Чтобы проверять безопасность и регулировать состав продуктов, была создана классификация, в которой всем пищевым добавкам присвоен код в формате «Е». Полный перечень добавок Е, при желании, можно посмотреть на сайте Ассоциации пищевых добавок и ингредиентов.

Наименование продукта, его состав и срок хранения — наиболее важная информация. Однако потребителю необходимы и другие сведения на упаковке:

- условия хранения;

- пищевая ценность;

- рекомендации и ограничения по употреблению (если они есть);

- рекомендации по приготовлению (при необходимости);

- наличие ГМО;

- наличие аллергенов;

- материал упаковки;

- информация о производителе (наименование, адрес).

Правила выбора конкретных видов продукции мы представим в следующем материале. Будьте здоровы!