телефонный номер Единого консультационного центра Роспотребнадзора 8-800-555-49-43 (звонок по России бесплатный)

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения

"Центр гигиены и эпидемиологии в Магаданской области"

В рамках проведения Всемирного дня качества, проходившего в этом году под девизом «Чёрная пятница», в соответствии с утвержденным Планом, сотрудниками консультационного центра ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологи в Магаданской области» при взаимодействии с руководством МОГАПОУ "Горно-строительный колледж" и МАОУ "ГИМНАЗИЯ (АНГЛИЙСКАЯ)" проведены тематические встречи, где ребята узнали о ФЗ "О защите прав потребителей", узнали о правах и обязанностях потребителей, изготовителей и продавцов, а также о защите прав потребителей при дистанционной торговле или в офлайн магазинах, чеки, возврат товара ненадлежащего качества.

Отношения, возникающие между покупателем и продавцом при продаже товаров дистанционным способом регламентируются Гражданским  кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Законом Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон), «Правилами продажи товаров по договору розничной купли-продажи», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020г. № 2463  (далее – Правила) и иными правовыми актами, принятыми в соответствии с ними.

В соответствии со ст. 4 Закона продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору. Если продавец при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать потребителю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями.

Согласно п. 13 Правил договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента выдачи продавцом потребителю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения потребителя о намерении заключить договор розничной купли-продажи.

Пунктом 2 ст. 26.1 Закона установлено, что продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.

В соответствии с п. 3 ст. 26.1 Закона потребителю в момент доставки товара должна быть в письменной форме предоставлена информация о товаре, предусмотренная ст. 10 Закона, а также предусмотренная п. 4 ст. 26.1 Закона информация о порядке и сроках возврата товара.

В силу п. 3 ст. 487 ГК РФ и ст. 23.1 Закона договор купли-продажи, предусматривающий обязанность потребителя предварительно оплатить товар, должен содержать условие о сроке передачи товара потребителю (ст. 457 ГК РФ).

Если продавец, получивший сумму предварительной оплаты в определенном договором купли-продажи размере, не исполнил обязанность по передаче товара потребителю в установленный таким договором срок, потребитель по своему выбору вправе заявить одно из требований:

- передачи оплаченного товара в установленный им новый срок;

- возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие нарушения, установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара.

В случае нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю продавец уплачивает ему за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере половины процента, суммы предварительной оплаты товара.

Согласно п. 5 ст. 26.1. Закона последствия продажи товара ненадлежащего качества установлены положениями, предусмотренными статьями 18 - 24 Закона.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества (если это не было оговорено продавцом), вправе по своему выбору заявить одно из требований, а именно:

- потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

- потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

Для того, чтобы установить причину возникновения недостатков в товаре п. 5 ст. 18 Закона на продавца возложена обязанность принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара.

В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель в случае несогласия с ее результатами вправе оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

Для реализации данного права потребитель вправе направить в адрес продавца претензию с соответствующим требованием заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по адресу регистрации продавца (юридическому адресу) либо по его электронному адресу. 

В случае отказа продавца провести проверку качества товара (экспертизу), потребитель вправе самостоятельно провести экспертизу в организации, наделенной правом на проведение такого рода экспертиз (информацию о деятельности которых можно узнать в сети интернет и других источниках) и если будет установлено наличие в товаре недостатка производственного характера, вновь обратиться с претензией в адрес продавца и заявить одно из требований, предусмотренных п. 1 ст. 18 Закона, в том числе: потребовать возмещение расходов по проведению экспертизы.

Если продавцом будет отказано в удовлетворении заявленного потребителем требования, возникший имущественный спор может быть разрешен исключительно в рамках гражданского судопроизводства (ст. 11 ГК РФ, ст. 17 Закона).

При этом обращаем Ваше внимание, что в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Сведения, являющиеся доказательствами по делу, могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.